Сколько раз я слышал в адрес любителей фантастики презрительно брошенное :«Сказки читаешь, почитай серьезное что-нибудь!» И все же, что такое фантастика — исключительно развлекательное чтиво или ее место рядом с такими классиками, как Шекспир или Толстой?

Стоит начать с того, что фантастика сама по себе — жанр неоднородный. Антиутопии Оруэлла, магический мир Толкиена, авантюрные романы Гаррисона — всё это фантастика. Конечно, есть в этом жанре и порядочное количество «макулатуры», место которой разве что рядом с «желтыми» газетами. Но кто назовет прозу Стругацких несерьезным жанром? Только тот, кто не брал их книг в руки.

Понятно, что рассуждения о том, что этот жанр — лишь сказка для взрослых, не лишены основания. Этим фантастика обязана, прежде всего, жанру фэнтэзи — ведь там и впрямь присутствуют все атрибуты сказок — эльфы, драконы, герои и принцессы, гномы и, конечно, магия. Но и фэнтэзи не стоит так поспешно вычеркивать из списка серьезных жанров. Взять хотя бы нашумевший цикл «Волкодав» Марии Семеновой. Несмотря на всю атрибутику «фэнтэзийного» романа, эти книги ставят перед читателем такое количество моральных дилемм и преподносят столько уроков, сколько не встретишь и во многих «хрестоматийных» романах классиков. Не говоря уже о том, что этот роман — настоящий кладезь сведений о древнеславянской культуре.

Но оставим в стороне фэнтэзи — хоть список шедевров этого жанра отнюдь не исчерпывается «Волкодавом». Обратим внимание на самый любопытный и самый «пророческий» жанр — научную фантастику, или science fiction. Причем слово «пророческий» я употребляю не случайно. Сколько всего было предсказано фантастами, я даже не возьмусь сосчитать. Мобильные телефоны и Интернет, поезда на магнитной подушке и полеты на Луну — все это уже было описано на страницах «несерьезных» романов задолго до того, как все эти вещи появились в реальности. Притом, многие изобретатели и инженеры вовсе не скрывают, что черпали идеи из фантастической литературы. Скажу больше, множество писателей-фантастов, как Айзек Азимов, сами были блестящими учеными и инженерами.

Но роль фантастики не только и не столько в том, чтобы предугадывать или подкидывать идеи изобретателям. Читая антиутопические романы Оруэлла и Тэнна, можно отчетливо видеть предостережение нам, ныне живущим, от возможных ошибок в будущем. Задача такого рода произведений — устрашить, показать, как далеко может зайти человеческая глупость, жестокость, алчность, жажда власти.

Отчасти схожую миссию несет жанр, относительно недавно выделенный в самостоятельный. Речь о «социальной» фантастике. Ярчайшими представителями ее были и остаются братья Стругацкие и Роберт Хайнлайн, основоположник жанра. Для «социального» фантаста необычное время или место — всего лишь декорация, в которую ему удобно поместить своих персонажей. Такая литература ставит над людьми мысленные эксперименты, и на первом месте здесь — человеческие отношения, их развитие, причины и следствия тех или иных поступков и решений. И по сложности сюжета, композиции и прочим литературоведческим параметрам такая фантастика может дать фору многим классикам...

Итак, что же такое фантастика? На мой взгляд, это жанр, который позволяет автору наиболее полно выразить ту мысль, которую он взялся донести до читателя. Фантаст не скован рамками «реалистичности», он волен создать ту реальность, которая послужит наилучшим «задником» для его пьесы.

Фантастика пугает, учит, смешит, вдохновляет и наставляет. Ее герои любят и ненавидят, и многие из них куда «реальнее» картонных персонажей большинства из нынешних ремесленников от «реалистичной» литературы. Поэтому не стоит насмехаться над «несерьезностью» фантастики. Опыт Оруэлла показывает, что смех тут неуместен.


не забывайте о друзьях:




См. так же другие примеры эссе по темам: